Как учить стихи с ребенком, если сам ребенок эти стихи учить отказывается.
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом
декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить
стихотворение обязательно (задали в садике, в музыкальной школе и т.д.), а
ребенок не соглашается на это «ни за что на свете»?
Ребенок может отказываться под разными предлогами: «я не
смогу», «я не хочу», или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими
делами. При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем
новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто
пытается защититься от информационной перегрузки.
В этом случае помогают несколько маленьких хитростей. В
первую очередь, если ваше чадо сопротивляется, надо успокоить ребенка (усыпить
его бдительность). «Хорошо, - соглашаемся мы, - учить стихотворение мы не
будем. Давай, просто я буду рассказывать, а ты за мной повторяй». Обязательное
условие, которое надо помнить: рассказывать можно только по одной строчке
стихотворения. В таком случае ребенку будет легко за вами повторять, и он не
будет чувствовать информационного стресса.
Следующий шаг – выяснить, есть ли в стихотворение слова или
фразы, которые непонятны ребенку. Выясняется это довольно просто: при
повторении малыш будет либо путать непонятное слово, либо вообще откажется
повторять строчку, где есть непонятная для него фраза. Следовательно, надо
объяснить ребенку, что значит это слово, или фраза и привести побольше
примеров, где и как еще можно употребить это слово (фразу).
Когда все непонятные слова разъяснены, начинается сам
процесс заучивания. Сначала повторяется первая строчка стихотворения. И до тех
пор, пока ребенок не начнет рассказывать эту строчку без запинки, ко второй
приступать не следует. Когда одна строчка запомнилась, можно начинать учить вторую.
Когда и вторая строчка повторяется легко и без запинки, соединяем две строчки.
И теперь рассказываем сразу две строчки, опять же до тех пор, пока ребенок не
начнет сам рассказывать эти две строчки. Затем можно приступать к третьей и так
далее. Таким образом, незаметно для себя, ребенок сможет выучить все
стихотворение.
Ну а если и такой способ не помогает, и ребенок продолжает
противиться, то придется идти на крайнюю меру – надо взять ребенка так, как
берет нас реклама – бесконечным повторением. Начинайте декламировать
стихотворение в присутствии ребенка сами для себя. Сначала повторите его
полностью три раза (большее количество раз, будет уже лишним), а затем
начинайте бесконечно бубнить по одной – две строчки, в зависимости от их
объема. Очень важно, чтобы вам самим это нравилось. Читайте с выражением,
передавая интонациями настроение стиха.
Можно брать игрушки и устраивать представления: сажаете их в
круг, одну игрушку берете на «сцену» - пусть она расскажет стихотворение для
остальных. А потом каждая игрушка будет повторять одну-две строчки своим
отличным от остальных голосом. В конце концов ребенок включиться в игру.
Многократное повторение – оружие мощное. Запомнишь, даже если совсем этого не
желаешь. Поэтому для ребенка весь процесс запоминания пройдет незаметно для
него самого.
Тут есть одна очень важная рекомендация. Не стоит учить с
ребенком больше двух строчек в один день. Неделя – вполне нормальный срок,
чтобы выучить к празднику нужное стихотворение.
Кстати, этот метод заучивание известен с древних времен.
Называется он «система накопления». Именно его использовали индусы и другие
народы при передачи своих священных и философских учений. Ключ к секрету этого
метода состоит в начинании с самого малого, постепенном прибавлении и частом
повторении.
Повторение здесь очень важно, потому что заставляет
пересматривать выученное и углублять с каждым разом впечатление. Такие частые
повторения служат также и для сглаживания строчек, потому что каждая строчка скрепляется
с предшествующей и последующей, а все вместе кажется выученным одновременно.
Пользуясь этим методом, можно легко развить память ребенка, и он сможет
запоминать сразу несколько строчек. Но индусские ученые предостерегают от
преждевременного заучивания слишком большого числа строк в день, потому что
память должна приучаться к работе постепенно.
И напоследок несколько рекомендаций:
1. Чтобы ребенку учить стихи было легко и приятно, надо с
рождения приучать его к ритмически организованной информации. Тут помогут
потешки, стишки, загадки, скороговорки. Если с рождения мама периодически
рассказывает разные стишки и потешки, они сами по себе запоминаются, и память
ребенка развивается естественным путем. К тому же, если ребенку постоянно
читают стихи, ему это становится привычным и понятным. Поэтому заставлять учить
рифмы такого ребенка не надо, он сам с удовольствием будет их повторять.
2. Чтобы стихотворение училось легко – отдайтесь его ритму.
Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные
движения руками, качание туловищем и так далее.
3. Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: Вы
говорите строчку и бросаете мячик ребенку. Он повторяет строчку и бросает мяч
вам обратно. Вы говорите следующую строчку и опять бросаете мяч и так далее.
Когда ребенок познакомиться со стихотворением поближе, можно бросать мяч на
каждое слово. В этом случае ребенок не повторяет за вами слова, а каждый из вас
говорит следующее слово в момент, когда мяч оказывается у него в руках.
4. Можно нарисовать стихотворение вместе с ребенком. Это
может быть одна картинка, а может быть целая серия небольших зарисовок, которые
собираются в книжку.
5. Чтобы для ребенка рифма была привычна и легка для
заучивания, следует в быту почаще применять рифмованные словечки, например:
кисуля-раскисуля, «ах, какое блюдо, понравится даже верблюду»,
Антошка-картошка, «иди на горшок – получишь семечек мешок», «кашка для Сашки» и
т.д. Такие рифмы придумываются легко, и родители могут постоянно их
использовать в общении с ребенком. |